Каталог информационных ресурсов
Республики Дагестан

О требованиях законодательства о профилактических прививках против эпидемического паротита

 

В связи с многочисленными обращениями в прокуратуру города родителей (законных представителей) детей, не согласных с решениями администраций образовательных организаций об отказе в допуске непривитых детей в образовательные организации, прокуратура разъясняет положения действующего законодательства о профилактических прививках против эпидемического паротита.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 п. 1). Согласно ст. 41 п. 1 Конституции Российской Федерации - каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, ст. 42 - каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, со ст. 17 п. 3. - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", предусматривающим возможность введения ограничительных мероприятий при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии со ст.35 названного закона, профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее – ФЗ-157), Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 №825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, отнесены к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Согласно статье 10 ФЗ-157, профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Приказом Минздрава России от 21.03.2014 №125н (ред. от 13.04.2017) "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" профилактическим прививкам против эпидемического паротита подлежат контактные лица из очагов заболевания, не болевшие, не привитые и не имеющие сведений о профилактических прививках против эпидемического паротита.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 № 108 "Об утверждении СП 3.1.2952-11 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита" утверждены санитарные правила, которыми установлены основные требования к комплексу организационных, лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проводимых с целью предупреждения возникновения и распространения заболеваний корью, краснухой, эпидемическим паротитом, соблюдение которых является обязательным для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п.1.3).

Согласно пунктам 2.1.,5.4., 5.11., 5.14.,7.1. СП 3.1.2952-11, корь, краснуха, эпидемический паротит относятся к острым инфекционным вирусным заболеваниям преимущественно с воздушно-капельным путем передачи.

При выявлении очага инфекции в дошкольных организациях и общеобразовательных учреждениях, а также в организациях с круглосуточным пребыванием взрослых с момента выявления первого больного до 21 дня с момента выявления последнего заболевшего в коллектив не принимаются лица, не болевшие корью, краснухой или эпидемическим паротитом и не привитые против этих инфекций.

Иммунизации против эпидемического паротита по эпидемическим показаниям подлежат лица, имевшие контакт с больным (при подозрении на заболевание), не болевшие эпидемическим паротитом ранее, не привитые или не имеющие сведений о прививках против эпидемического паротита.

Контактные лица из очагов кори, краснухи или эпидемического паротита, не привитые и не болевшие указанными инфекциями ранее, не допускаются к плановой госпитализации в медицинские организации неинфекционного профиля и социальные организации в течение всего периода медицинского наблюдения.

Эпидемиологический надзор за корью, краснухой, эпидемическим паротитом проводится органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 10 ФЗ-157, решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Главным государственным санитарным врачом по Республике Дагестан принято Постановление от 09.12.2016 №76 «Об осложнении эпидемической ситуации по эпидпаротиту в Республике Дагестан и мерах по предупреждению ее распространения», в соответствии с которым в связи с эпиднеблагополучием по гепатиту не привитые против этих инфекций дети вне зависимости от причин не должны допускаться в образовательные организации.

Исполнение данного Постановления является обязательным для всех юридических и физических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (ч.1 ст.5) предусматривается возможность отказа от профилактических прививок, который граждане обязаны подтвердить в письменной форме.

Согласно ч.2 ст.5 ФЗ-157, отсутствие профилактических прививок влечет временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 28 определяет компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательной организации. П. 3 - к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. П. 6 - образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. С целью обеспечения права ребенка на образование предусмотрены различные формы получения образования и формы обучения (ст. 17). Предусмотрены формы обучения как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме), так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Таким образом, отсутствие обследования на инфекцию предполагает зачисление ребенка в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива (Письма Минздрава РФ от 13.07.2015 №24-2/3048428-1510; от 15.07.2015 №24-2/10/3051970-1297).

Выбор форм и методов образовательного процесса является компетенцией образовательной организации, ответственность возлагается на руководителя образовательной организации.

Анализ вышеуказанного свидетельствует о том, что решение администрации образовательной организации об отказе в допуске в образовательную организацию непривитого ребенка (воспитанника, обучающегося) основано на требованиях действующего законодательства, а потому является правомерным.

 

Помощник прокурора

города Каспийска

старший советник юстиции

Ханамиров Г.М.